> Развернуть подробную программу обучения <
Программа обучения по курсу "Актерское мастерство" Программа расчитана на 4 цикла по 3 месяца (12 месяцев)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ЦИКЛ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Вводные занятия.
Тема 1.1. Техника безопасности и правила занятий.
Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на занятиях в кабинете. Беседа об актёрско-театральной этике.
Тема 1.2. Организационные вопросы.
Цель и задачи обучения. Планирование занятий.
Практические занятия. Адаптация обучающихся. Распределение творческих поручений. Творческие задания.
Тема 1.3. Знакомство.
Практические занятия. Игровое знакомство педагога с группой и обучающихся друг с другом. Знакомство с предметом, справочной литературой о школе. Командные игры "Снежный ком" и пр.
Раздел 2. Работа над собой.
Тема 2.1. Есть такая профессия – артист.
Беседа о профессии артиста.
Практические занятия. Командные актерские упражнения и тренинги.
Тема 2.2. Развитие природных задатков.
Практические занятия. Тренинг сенсорной системы: слухового, зрительного, тактильного и кинестетического каналов восприятия. Упражнения, развивающие эмоциональную память на вкусовые ощущения, обоняние и осязание. Тренировка произвольного внимания: концентрации, распределения, переключения, устойчивости и объёма. Развитие наблюдательности и памяти на воспринимаемые впечатления.
Тема 2.3. Развитие творческого мышления.
Практические занятия. Комплекс игровых упражнений, развивающий воображение и фантазию; внутренние видения; мысленные действия; ассоциативную, образную и логическую память.
Тема 2.4. Речевой тренинг.
Практические занятия. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания. Постановка речевого голоса. Коррекция звукообразования. Дикционные игровые упражнения.
Раздел 3. Театральная игра.
Тема 3.1. Особенности театральной работы.
Беседа о театральном искусстве.
Практические занятия. Игровой вопросник: «Жизнь театр - и все мы в ней актеры!»
Тема 3.2. Развитие чувства коллективизма.
Практические занятия. Выполнение комплекса упражнений на сценическое внимание, партнёрское взаимодействие и слаженность коллективных действий, владение собой, сдержанность, терпеливость, развитие наблюдательности, сообразительности и быстроты реакции. Ансамблевый тренинг: «Я вижу всех – все видят меня»; «Во время на своём месте»; «Ориентация в пространстве»; «Бесшумность и согласованность коллективных действий с предметами»; «Согласованность коллективных действий с воображаемыми предметами»; «Сохранение заданного темпа и ритма».
Тема 3.3. Пластическое взаимодействие.
Практические занятия. Комплекс упражнений: «Ведущий и ведомые»; общегрупповые упражнения; игровые творческие задания для малых групп; упражнения и игровые импровизации в парах.
Тема 3.4. Наблюдения.
Практические занятия. Наблюдения за занимающимися в группе. Наблюдения в общении с партнёром. Наблюдения за животными. Наблюдения за ситуациями в жизни. Наблюдения за предметами. Наблюдения за явлениями природы.
Тема 3.5. С чего начинается творчество.
Практические занятия. Упражнения на превращения и погружения, развивающие воображение, фантазию и веру.
Раздел 4. Основы актёрской грамоты.
Тема 4.1. Основной материал театрального искусства.
Беседа о К. С. Станиславском и Михаиле Чехове.
Практические занятия. Игровой вопросник по теме.
Тема 4.2. Позиция исполнителя и позиция зрителя.
Определение критериев оценки работающих в позиции исполнителя.
Практические занятия. Игровой вопросник-анкета по теме: «Чтобы быть хорошим артистом, надо…», «чтобы быть хорошим зрителем, надо…».
Тема 4.3. Сценическое самочувствие и простые бессловесные действия.
Практические занятия. Упражнения: простейшие натуральные бессловесные действия; действия в разных предлагаемых обстоятельствах; в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах разное поведение; превращения предмета с помощью действий во что-то другое; упражнения на память физических действий с воображаемыми предметами; упражнения с пристройками.
Тема 4.4. Этюды и импровизации.
Практические занятия. Маленькие сценические этюдные зарисовки из обиходной жизни с событием. Упражнения и этюды на оценку события, сценическую паузу – «стоп»; поиск выхода из положения.
Тема 4.5. Основы словесного действия.
Простые опорные словесные действия.
Практические занятия. Этюдные зарисовки на действенное задание. Диалогические сценки по заданной действенной канве.
Тема 4.6. Этюды на литературной основе.
Практические занятия. Этюдные зарисовки и импровизации на основе малых литературных форм: басен, сказок, небольших произведений. Разбор произведений: события, персонажи, их характеры, поступки, мотивы поведения, их взаимоотношения, действенный анализ, задачи и цели.
Тема 4.7. Чем удивлять будете?
Практические занятия. Самостоятельная работа по сочинительству событийных этюдов, импровизаций на заданную тему, сценических зарисовок на литературной основе, чтение литературных произведений. Обсуждение работ.
Раздел 5. Самостоятельное посещение театров, музеев, просмотр спектаклей.
Знакомство с театрами Москвы и спектаклями, просмотр сценических работ театральных коллективов, где играют выпускники школы, обсуждение просмотренного. Посещение выставок и музеев.
Раздел 6. Итоговые контрольные занятия.
Практические занятия. Итоговое контрольное занятие по сенсорному тренингу и театральной игре, закрепление пройденного материала, творческая работа в условиях публичности в конце 1-го месяца.Обсуждение занятия, игры. Показ этюдов на заданные темы: "Животные", "Вокзал", сценических зарисовок на литературной основе и самостоятельных работ, доработанных до уровня показа. Обсуждение занятия, игры, задание на дом.
ВТОРОЙ ЦИКЛ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Техника безопасности.
Повторный инструктаж по технике безопасности.
Тема 1.2. Проверка заданий.
Практические занятия. Проверка домашних заданий. Обсуждение просмотренных работ.
Тема 1.3. Организационные вопросы.
Практические занятия. Планирование занятий на цикл. Выбор основной литературной темы года. Распределение творческих поручений. Творческие задания.
Раздел 2. Основы актёрской грамоты.
Тема 2.1. Психофизический тренинг.
Практические занятия. Тренинг каналов восприятия. Упражнения 1-го цикла обучения с более сложными заданиями. Игровые задания для тренировки многоплоскостного, слухового и зрительного внимания. Развитие памяти физических действий и ощущений. Упражнения по развитию артистической смелости, сообразительности и быстроты реакции.
Тема 2.2. Коллективное взаимодействие.
Практические занятия. Ориентация в пространстве и композиционное мышление. Упражнения с пристройками. Сценические зарисовки по картинкам.
Тема 2.3. Темпо-ритм.
Практические занятия. Ритмический рисунок с пристройками. Темп, поведение и характер действия. Ритмо-темповое взаимодействие.
Тема 2.4. Творческое мышление.
Практические занятия. Предлагаемые обстоятельства, словесная информация и кинолента видений. Внутренние видения и внутренний монолог. Развитие образной и эмоциональной памяти. Упражнения на активизацию ассоциативного и образного мышления. Творческая интуиция.
Тема 2.5. Погружения в предлагаемые обстоятельства.
Практические занятия. Тренинг погружения в обстоятельства места. Тренинг погружения в обстоятельства времени. Тренинг погружения в обстоятельства стихии и природных явлений.
Тема 2.6. Этюды и импровизации.
Практические занятия. Воображение. Небольшой отрезок жизни. Событийный эпизод. Непрерывность, последовательность, логическая завершённость действий. Этюды молча и в одиночку. Работа с партнёром, молча вдвоём. Рождение слова. Этюды с текстом.
Тема 2.7. Основы словесного действия.
Словесная информация. Видения. Эмоциональное отношение. Словесное действие. Подтекст и словесное действие. Словесное взаимодействие. Простые опорные словесные действия.
Практические занятия. Этюдные зарисовки на действенное задание. Диалогические сценки по заданной действенной канве.
Тема 2.8. Роль музыки в театре. Музыка-как полноценный компонент действия, музыка-как фон. Этюды с использованием музыки.
Раздел 3. Сценическая речь.
Тема 3.1. Техника речи.
Практические занятия. Тренинг речевого аппарата. Дыхательный тренинг. Голосовой тренинг. Дикционный тренинг. Речевой тренинг с активным физическим действием. Игровые упражнения с трудноговорками и скороговорками с действенным посылом и взаимодействием.
Тема 3.2. Культура речи.
Правила орфоэпии. Словарь ударений.
Практические занятия. Орфоэпический диктант.
Тема 3.3. Работа над текстом.
Жанровое и стилистическое разнообразие текстов. Дикторы, конферансье, чтецы и актёры-исполнители. Позиционное отношение. Действенные задачи. Логический разбор текста. Речевые такты, новые понятия, смысловые ударения и смысловые паузы. Правила родительного падежа, перечисления, сравнения и противопоставления. Графика, мелодика и перспектива речи и др.
Практические занятия. Работа с прозаическими и стихотворными текстами. Своеобразие авторского языка. Идея и творческая задача автора. Художественные средства выразительности. Законы стихосложения. Логический разбор текста. Исполнительский разбор текста. Позиция автора и действенная позиция рассказчика-исполнителя.
Тема 3.5. Чем удивлять будете?
Практические занятия. Самостоятельная работа с художественными прозаическими и стихотворными текстами. Чтение, обсуждение и доработка чтений.
Раздел 4. Сценическое воплощение литературного материала.
Тема 4.1. Выбор литературного материала.
Практические занятия. Обмен мнениями по поводу прочитанных литературных произведений, обсуждения. Пробы перевода небольших отрывков из произведений с литературного языка на сценический. Отбор и компоновка текстов.
Тема 4.2. Автор и его произведения.
Практические занятия. Игровые вопросники, литературные игры, беседа педагога и сообщения ребят, посвящённые жизни и творчеству автора.
Тема 4.3. Анализ произведений.
Жанровые, стилистические, композиционные и художественные особенности произведения. Замысел, идея, фабула, сюжет, система персонажей, композиция.
Тема 4.4. Освоение литературного материала.
Практические занятия. Картина жизни, внутренние видения – сравнения, обобщения, конкретизация; Содержание. Последовательность событий. География событий. Персонажи, их характеры, мотивы их поведения, направления их желаний, цели и задачи. Вольные импровизации и монологи от имени персонажей. «Ищем манки» – поиск аналогий из собственного жизненного опыта обучающихся. Взаимоотношения между персонажами. Импровизации и этюды. Этюдные импровизации на промежуточные события, что было «до», что будет «после». Событийно-действенный анализ. Основной конфликт. Сквозное действие. Сверхзадача. Импровизация в рамках заданных событийных и действенных отношений персонажей, в соответствии с определёнными целями и задачами. Внутренний монолог. Текст и подтекст – мотивировка произносимых слов. Репетиционная работа по воплощению событийного ряда, по освоению поведенческого и словесного взаимодействия персонажей. Позиция, цель и задачи автора-рассказчика. Позиция, цель и задачи исполнителей.
Тема 4.5. Поиск сценического решения.
Практические занятия. Формы общения: рассказчик-персонаж. Повествование – сценическое действие. Выгородка. Реквизит и воображаемые предметы. Мизансцены. Костюмы и оформление. Ритмический, интонационный музыкальный ряд.
Тема 4.6. Компоновка сценической работы.
Практические занятия. Утверждение выгородок, мизансцен, композиционной последовательности, реквизита, костюмов, музыкального оформления. Отработка технологии перестановок выгородок, реквизита и смены костюмов.
Раздел 5. Посещение театров, музеев, просмотр спектаклей, экскурсии.
Знакомство с театрами Москвы и спектаклями, просмотр сценических работ театральных коллективов, где играют выпускники школы, обсуждение просмотренного. Посещение выставок и музеев.
Раздел 6. Итог: Этюды с использованием предметов, музыки, групповые этюды с использованием текста, литературно-сценические фантазии. Чтение художественных текстов. Игры. Задания на следующий цикл.
ТРЕТИЙ ЦИКЛ ОБУЧЕНИЯ
Повторение и закрепление пройденного материала в предыдущих циклах, работа над новыми этюдами.
Контрольный урок по проверке, прочитанного списка рекомендованной литературы.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЦИКЛ ОБУЧЕНИЯ
Коллективный выбор драматургического произведения. Репетиция выпускного спектакля.
Итог: Показ дипломного спектакля